Финляндии
Если хотите прикоснуться к мистике и подышать свежим воздухом, отправляйтесь посмотреть наскальные рисунки времён каменного века. На берегах озера Сайма их множество. Информацию на английском языке и карту можно найти на сайте www.ismoluukkonen.net/kalliotaide/suomi/.
Финская наскальная живопись является частью пещерной живописи северных рыболовецких народов, которая встречается от Норвегии до Сибири. В Финляндии обнаружено больше ста наскальных рисунков, однако ни одного петроглифа (рисунка, высеченного на камне), которых в Восточной Карелии на территории России зарегистрировано больше тысячи. В апреле 2013 года на территории Финляндии недалеко от Валаамского православного монастыря в Хейнявеси были найдены рисунки «Последний лось» и «Человечки».
Центральными темами финской наскальной живописи являются люди, лодки и лоси. Находятся также изображения змей и рыб, но нет ни одного медведя или птицы, которые являются центральными персонажами Карельских наскальных рисунков. Лось и медведь были важными промысловыми животными, однако медведь, возможно, считался священным животным, поэтому изображать его не осмеливались.
Возраст изображений можно оценить на основании данных об уровне воды древних озёр. Расцвет наскальной живописи пришёлся на период 7000-3000 лет назад. Рисунки делались с помощью оксида железа, в который, вероятно, добавляли кровь, жир или белки. Рисунки выглядят по-разному в разное время года, а также во время дождя и на солнце.
Почему же делали красные наскальные рисунки? Ответ можно получить не только в самих изображениях, но и в их расположении. Как правило, рисунки находятся в местах, которые даже в наши дни обращают на себя внимание. В располагающихся над водой утёсах, узких водных путях, на скалах и камнях, имеющих причудливые формы, похожие на людей и животных, или же в местах, где голос отзывается необычным эхом. Эти места считались мистическими у рыболовецких народов.
Нарисованные фигурки не выглядят реалистичными, в большинстве случаев лишь условно изображён контур. Исследователи полагают, что рисунки являлись частью ритуалов.
Изображения лосей связывают с охотой. На некоторых из рисунков лосей на месте сердца имеется точка. Часть рисунков подкрашивалась, наверное, на протяжении сотен или тысяч лет. Было ли это желанием удержать душу добытого животного?
Интерпретация рисунков может быть более сложной и многоуровневой. На это указывают согнутые колени и поднятые руки человечков. Фигурки изображены танцующими ритуальный танец. По крайней мере, один из человечков изображён вниз головой. Возможно, это шаман или провидец, принимающий обличие различных животных. На одном рисунке лось изображён верхом на рыбе. Должно быть, это сам шаман путешествует в мир видений.
Встречается также много изображений ладоней, отпечатавшихся краской на поверхности камня. Возможно, эти изображения связаны с ритуальными прикосновениями к скале. Скала, по поверьям, является границей миров, воды и неба, жилищем могущественного духа. Её отражение уходит под воду, в нижний мир. Дух охраняет непреступные скалы вдоль маршрутов. Отпечатанные на скалах ладони захватывают дух – это привет от живших тысячи лет назад товарищей. Интересно, что они хотели нам сказать?
|
|